Инновации в организации непрерывного образования педагогов в МОУ лицее №6

 

Зам. директора по методической работе

МОУ лицея №6 г. Ессентуки Гукасова Л. Г.

 

Социальные преобразования,   происходящие в нашей  стране, создали условия для перестроечных  процессов в сфере образования – это создание новых типов школ, активное внедрение в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.

Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует новые образовательные  потребности  педагогов. Это приводит к закономерным изменениям в системе педагогического    образования. Каковы эти изменения? На сколько они соответствуют  современным социокультурным и социально- педагогическим процессам? В   чём особенности теоретических и практических подходов к вопросам  повышения квалификации педагогических кадров?

 Эти проблемы волнуют любого педагога, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции, желающего быть  готовым и способным к действиям в новых социокультурных условиях. Значительная часть педагогов настроена на глубинное, сущностное обновление, а не на поиск частных нововведений косметического характера. В этой устремлённости видна тенденция вызревания нового образа педагога. Она связана с чётким различением понятий о специалисте, как хорошо обученном, подготовленном человеке, виртуозно владеющим педагогической техникой, и о профессиональном, владеющим знаниями о многопозиционной структуре педагогического труда. Новая педагогическая компетенция учителя  обнаруживается в его способности включать в свою деятельность и интегрировать в ней ряд  профессиональных позиций: и  методолога, возрастного антрополога, диагноста, проектировщика     педагогических  ситуаций. Педагог – профессионал не принимает в готовом виде ни идеи, ни технологии - он самоопределяется по отношению к ним и осознанно творит свою собственную деятельность

Специфика труда учителя побуждает его пополнять знания и умения всю    жизнь. Этот процесс протекает в разных формах. Большинство учителей предпочитают перенимать опыт  коллег,   учителей – новаторов. Психологи установили: только те знания становятся убеждениями человека, которые им   самостоятельно     обдуманы и  пережиты. И если первичное восприятие знаний     может быть фронтальным   и групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной, в том объёме и темпе, который необходим  каждой личности. А это возможно только в условии самостоятельной, самообразовательной деятельности в организации непрерывного образования педагогов.

Новизна  заключается в разработке  комплексно-целевой программы непрерывного образования и педагогического роста учителей.

Цель: создание в лицее высокого уровня познавательной среды, широких и разнообразных оснований для самосовершенствования, повышения своего профессионального статуса каждому педагогу.

Задачи:  создание системы профессионально- личностного самообразования педагогов в овладении  ими продуктивных, образовательных и информационных технологий.

Ожидаемые результаты: если разработать  и внедрить комплексно-   целевую программу и создать условия  для организации непрерывного образования педагогов, то это должно способствовать высокому уровню  готовности педагогов к   инновационной деятельности и профессиональной компетенции.

Условия реализации:

¨     Нормативно - регламентирующие

создают   правовые основы для осуществления  инновационной                               деятельности.

¨     Перспективно- целевые

  обеспечивают направленность инновационной деятельности учителя в соответствии с объективно возникающими противоречиями и потребностями лицея.

¨     Потребностно - стимулирующие

обеспечивают благоприятную материальную и психологическую обстановку для внедрения инновационной работы.

¨     Коммуникативно-информационные

обеспечивают грамотность и безопасность субъектов инновации и создают образовательную и  координационную основу инновационной деятельности.

Кадровое обеспечение учебно - воспитательного процесса – важное звено системы управления школой. Поэтому одним из направлений в работе администрации с педагогическими кадрами является процесс оценивания результатов  труда учителя. Без  оценки педагогического труда в развивающей школе невозможно прогнозировать её дальнейшее развитие. Для того, чтобы  объективно оценить труд  учителя по принципу результативности необходим процесс его диагностики и контроль за педагогической деятельностью. В течение нескольких лет по итогам внутришкольного контроля  создана база данных на  учителей лицея. Обобщение этой информации позволило в целом определить   квалификацию каждого учителя, наметить пути профессионального роста,                 формирование педагогического мастерства через организацию непрерывного образования педагогов. Центром определения профессиональной компетенции педагога, а значит, проектирования и организации дифференцированного дополнительного образования стал методический совет школы,  у которого изменились функции: от общих тем члены методического совета  перешли к адресной помощи, к работе с каждым учителем. Для организации этой работы была разработана комплексно - целевая программа, основными принципами которой  являются:

¨     целостность и аналитичность в оценке    педагога, школьников и их совместной деятельности;

¨     личностно-ориентированный подход к учителю;

¨     мотивация педагогических работников;

¨      гуманность и демократичность взаимоотношений  администрации и педагогов;

¨     перманентное (непрерывное) отслеживание результатов труда учителя, их оценка и последующее повышение квалификации, что делает процесс практически непрерывным.

Эти принципы стали основой программы, которая опирается на взаимообусловленность  внутришкольного контроля, аттестации и дополнительного профессионального образования. Таким образом, внутришкольный контроль, аттестацию педагогов        нельзя рассматривать отдельно от системы их непрерывного профессионального образования – вне научно- методической работы в лицее и вне системы повышения квалификации.  Ведь  профессиональная  компетентность учителя  растёт и оценивается     в ходе контроля и аттестации, формируется  при получении дополнительного образования в системе повышения квалификации.

Дальнейшая интеграция шла по пути модульного построения работы с кадрами: на основе интеграционно- аналитической базы данных, созданной в лицее, были продуманы и объединены формы,  методы , разнообразные виды   работ    с учителями. Модуль в    этой ситуации представляет собой комплекс аспектов управленческой деятельности, реализующей функции  контроля, аттестации и повышения  квалификации учительских кадров. В результате создания системы работы с  педагогическими кадрами  стали эффективнее диагностико - аналитическая и планово - прогностическая функции администрации. Ежегодно  в конце учебного года на заседании методического совета анализируется профессиональная деятельность каждого педагога. его рост и способность устранять «западающие» аспекты деятельности. Данные заносятся в общую диагностическую карту профессиональной  квалификации педагогических  кадров школы. Она становится основой годового планирования работы лицея - проектирование задач научно- методической деятельности, тематики заседаний педсоветов, совещаний.

Система повышения квалификации педагогов

Основными путями повышения квалификации  в лицее являются:

1.           Обучение в ВУЗах ( вечернее или заочное ) для тех учителей, у которых нет высшего педагогического образования .

2.           Участие в научно- методической работе лицея.

3.           Курсы повышения квалификации всех видов в институтах усовершенствование учителей.

4.           Аттестация педагогических работников.

5.           Курсы повышения квалификации, творческие семинары в районных методических центрах.

6.            Дистанционное образование.

7.           Всевозможные платные курсы.

 Повышение квалификации педагогов  проводится  по единой научно - методической  проблеме, которая является стержневой в организации методической работы. Разработанная комплексно - целевая программа организации непрерывного образования  включает следующие этапы:

¨    Диагностический.

Выявление уровня и состояние образовательного процесса, анализ накопленного позитивного и негативного опыта работы педагогического коллектива.

¨    Теоретический.

Изучение педагогическим коллективом инновационных подходов  обучению и воспитанию учащихся, новых образовательных технологий с учётом специфики лицея. Создание условий для осмысления методологических, психологических и дидактических основ, что позволяет педагогам оценить свою подготовку по отдельным вопросам.

¨    Практический.

Операционно- познавательный. Практическое исследование новых научных подходов, актуального педагогического опыта, соотнесение с собственной деятельностью через проведение открытых уроков, семинаров – практикумов, мастер – классов.

¨    Контрольно- оценочный.

Подведение итогов работы учителей по теме индивидуальной методической работы, а также результат работы педагогического коллектива по реализации внедрения новых педагогических технологий.

Роль методической службы в  организации      непрерывного образования педагогов

Традиционная методическая работа предполагала повышение качества профессионального уровня учителя посредствам наращивания количества знаний о новых методиках, приёмах, технологиях и умений за счёт копирования их в своей деятельности. Новые ценности методической работы          в нашем лицее определяются  исходя из новой цели: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. В   связи с этим, повышение качества профессионального уровня педагогического мастерства учителей рассматривается   не только как процесс накопления знаний. Это, прежде всего процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Такая переориентация методической работы определяет необходимость нового качества формируемых в её процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества учителя. Следовательно,  возникает необходимость в  создании  для всех педагогов широких и разнообразных оснований для самосовершенствования,  повышения своего профессионального статуса и  организации в лицее общекультурной развивающей среды, которая  являлась бы важнейшим фактором развития и саморазвития педагогов. Для этого необходимо развести усилия, которые будут направлены на осуществление публичной, официальной методической и организационно- педагогической работы,  которая необходима каждому учителя.  И добиться этого без построения такой ситуации, когда педагог будет обязан и захочет достигать  большего – сложная и интересная работа методической службы.

Всю работу в нашем лицее планируем так, чтобы   были созданы условия, при которых происходит   формирование и развитие личности учителя, его профессиональный рост. Для организации непрерывного образования учителя используются разнообразные формы работы:

Ø           самообразование учителей и воспитателей;

Ø           методические объединения учителей, классных руководителей и воспитателей лицея;

Ø             городские методические объединения учителей;

Ø           школы передового опыта, творческие группы;

Ø           семинары-практикумы для учителей, директоров, заместителей директоров школ;

Ø           различные конкурсы профессионального мастерства;

Ø           педагогические чтения.

В процессе внутришкольного обучения для усиления мотивации, учета индивидуальных особенностей педагогов в лицее используются различные методы и подходы.

1.           Постоянно действующий режим консультирования.

Консультирование осуществляют лучшие педагоги лицея. Оно может осуществляться в индивидуальном режиме, а также проводиться связи с тенденциями затруднениями, возникающими у ряда учителей.

              2.Проблемно- ситуационное обучение.

Это обучение является перспективным видом обучения. Обучение проводится путём использования реальных, живых, только что возникших ситуаций.

             3.Проектное или программное обучение.

Группа педагогов определяет для себя направление деятельности, разрабатывает программу, реализацию которой осуществляет совместно или каждый в отдельности, но при совместном обсуждении достигнутого и неудавшегося.

   На данный момент в лицее  активно внедряется работа малой группы, объединённой единой темой и интересом  (творческие группы учителей ). Это:

¨                 творческая группа в рамках краевой экспериментальной площадки по теме  «Основы педагогической деятельности по использованию новых информационных технологий в преподавании различных предметов школьного курса»  1999-2004г.г. Логическим продолжением этой ОЭР является новый эксперимент по теме: «Совершенствование программно-методического обеспечения информатизации образовательного процесса» на период 2004-2009г.г.;

¨     творческая группа в рамках городской экспериментальной площадки по теме «Отработка внедрения профильного обучения в старших классах лицея»;

¨      творческая группа учителей начальных классов работающая по созданию адаптивной модели образования в классах  первой ступени;

¨     творческая группа, занимающаяся экологическим воспитанием учащихся;

¨      творческая группа, рассматривающая  и внедряющая в практику лицея метод проектов;

¨     малочисленная творческая группа по внедрению программы « Школа -2100» (идёт апробация программы)

Работа в режиме малых творческо - исследовательских групп - одна из самых продуктивных форм обучения педагогов, т.к. в состав каждой группы входят те педагоги, кому интересно вместе. Увлечённость одной проблемой, занятия  исследовательской деятельностью  активизируют деятельность педагогов по переводу их методической   деятельности в поисково- исследовательскую, способствуют повышению квалификации учителей, создают условия для качественного скачка в развитии профессионального роста педагогов.

Особую роль в организации методической работы в лицее играет целенаправленная деятельность по поддержке молодых учителей. Работа с ними в значительной степени отличается от организации работы с педагогами, долгое время успешно работающими в лицее. Это специалисты, теоретический запас знаний которых больше, но нет практических навыков. Поэтому необходимо обеспечение непрерывного процесса становления молодого учителя, формирование мотиваций самосовершенствования у начинающего учителя. В лицее работает «Школа молодого учителя» в работе  которой вместе с молодыми специалистами участвуют наставники, психолог, учителя – предметники и представители творческих групп. Семинары – практикумы, недели молодого специалиста, взаомопосещение уроков, практические занятия помогают организовать непрерывное образования молодых специалистов. Работа с молодыми и начинающими специалистами помогает коллективу педагогов согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи между коллегами, делает молодого учителя владельцем секретов мастерства, накопленного поколениями педагогов нашего лицея.

Роль методического кабинета в организации непрерывного образования    педагогов

Центр методической работы - методический кабинет лицея. Основной целью организации работы методического кабинета является обеспечение оперативной помощи в работе с педагогическим коллективом и учащимися, регулирование своевременного оборота основных фондов кабинета и их использование. Работа методического кабинета в лицее предназначена для обеспечения творческой работы учителей по своему предмету, самообразованию и совершенствованию педагогического мастерства, а так же для анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в лицее.

Методический кабинет лицея оборудован стандартной офисной мебелью и оснащен техническими средствами: компьютер, телевизор, видеокассетный проигрыватель, ксерокс.

Для своевременного осуществления помощи учителям в методическом кабинете созданы условия для оптимального доступа к любой необходимой информации. Фонд кабинета систематизирован и визуально подразделён на отделы:

1 отдел - нормативно-правовое обеспечение;

2 отдел - в помощь учителю (классному руководителю, социальному педагогу, воспитателю ГПД, психологу, ученику);

3 отдел - работа с одарёнными и талантливыми детьми;

4 отдел - работа с педагогическими кадрами;

5 отдел - экспериментальная работа.

Каждый отдел состоит из блоков (всего 38), а    блок - из разделов.

Конечно, получить необходимую информацию быстро сможет не каждый учитель. И здесь большую помощь оказывает паспорт методического кабинета. Именно паспорт содержит полную информацию о работе и фонде кабинета. Это:

•   положение о методическом кабинете;

•   анализ работы кабинета за прошлый учебный год;

•    перспективный план развития кабинета;

•   план работы кабинета на учебный год;

•    оборудование методического кабинета;

•    перечень документации методического кабинета;

•   программно- методическое обеспечение учебного процесса;

•   перечень учебных и методических пособий методического кабинета;

•   перечень    периодических    изданий,    имеющихся    в    методическом кабинете;

•   видеотека;

•   учебно -  методическое   обеспечение   методического   кабинета   (  по блокам );.

•    содержание каждого раздела.

Для того чтобы учитель самостоятельно смог получить нужную информацию ему не надо пересматривать каждую папку и тратить на это много времени. Учитель работает с паспортом кабинета. Для этого он находит нужный отдел, затем интересующий блок и, после этого, знакомится с содержанием раздела. Это занимает несколько минут. Полученную информацию учитель может взять для работы или сделать себе ксерокопию здесь же в кабинете.

Методическим кабинетом лицея проводится большая работа по обобщению опыта работы учителей и всего педагогического коллектива через семинары - практикумы, мастер - классы . На базе кабинета ежегодно проводятся городские семинары заместителей директоров школ, социальных педагогов и психологов школ города. В 2003 году методический кабинет участвовал в проведении краевого семинара руководителей образования Чеченской республики, который проводился на базе лицея. Методическим кабинетом был проведен семинар для заведующих методическими кабинетами Управления образования Карачаево-Черкесии, где участники семинара познакомились с опытом работы методической службы лицея.

Дистанционное обучение в организации непрерывного образования педагогов.

Под системой дистанционного образования понимается процесс обучения, который реализуется в условиях пространственной удалённости ученика и учителя. Проект Федеральной целевой программы о создании системы открытого образования в России весьма своевременен. В данном случаи речь идёт о том, что каждый педагог может продолжить своё обучение и получить дополнительное образование без отрыва от производства. Переподготовку можно пройти  в СКИПКРО или ВУЗах, а также используя возможности ИКТ (информационных коммуникативных технологий). В течение 10 лет факультет переподготовки кадров СКИПКРО ведёт подготовку кадров  по таким специальностям как социальный педагог, педагог-психолог, педагог–логопед. Подготовлены специалисты нового типа, понимающие и принимающие ценности образования иного типа, способные вести не только свой участок работы,  но и умеющие проектировать и организовывать деятельность инновационных и экспериментальных площадок.

Сегодня вопрос о ближайшем будущем сетевого (через Интернет) образования не подлежит сомнению. Разработка федеральной целевой программы «Развитие единой информационной образовательной среды» даёт ориентиры, важные и привлекательные для всех. Дистанционное обучение завоюет себе право на жизнь и будет активно развиваться. Педагоги нашего лицея готовы  к дистанционному обучению с использованием ИКТ. 53 педагога лицея владеют компьютерной техникой и информационными технологиями. Они прошли курсы повышения  квалификации под эгидой СКИПКРО в нашем   в лицее.

  Система дистанционного обучение позволит повысить качество образования, будет  способствовать  организации непрерывного образования учителей.

Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на все институты жизни, прежде всего на образование. Меняются целевые установки жизнедеятельности, соответственно происходят изменения в образовательных системах.

 Именно поэтому работникам сферы образования, обеспечивающим потенциал нашего будущего, нужно глубоко самоосознать роль в этом процессе, формировать у себя, учеников, собственных детей личностные качества, адекватные изменяющимся условиям.

 Оперативное обновление знаний без надёжной фундаментальной подготовки и переподготовки не решает возникающих проблем. Современная действительность вызывает необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь», требует создания качественно новой образовательной среды на всех уровнях с соответствующей системой организации непрерывного образования педагогов.

 Данная разработка, на наш взгляд,   имеет большое практическое значение. Её применение в нашем лицее позволило внедрять  инновации в учебно- воспитательный процесс и в процесс управления лицеем в целом. О значимости данной разработки можно судить по результатам работы лицея за три года.

1. Результатами работы творческих групп являются:

¨     творческая группа учителей информатики стала лауреатам образовательных инициатив I краевого фестиваля экспериментальных площадок в 2004 году;

¨     I место в городском конкурсе методических объединений учителей начальных классов  в 2002 году ( Создание адаптивной модели образования в классах I ступени);

¨     в лицее функционируют  профильные классы: лингвистический, технологический и архитектурный.

2. В  2002 году в городском смотре методических кабинетов кабинет лицея занял I  место.

3. За три года курсы повышения квалификации прошли:

¨     курсы для администраторов общеобразовательных учреждений – 4 педагога;

¨     по преподаваемому  предмету – 9 учителей;

¨     по использованию ИКТ – 53 учителя .

4.Окончили высшие учебные заведения – 4 педагога.

   Продолжают обучение в высших учебных заведениях – 6 учителей лицея.

5 .За три года 40 учителей лицея (53%) повысили свою квалификационную категорию

 

II квалификационная категория

I квалификационная категория

высшая

квалификационная категория

2002-2003

2 учителя

9 учителей

3 учителя

2003-2004

2 учителя

5 учителей

6 учителей

2004-2005

1 учитель

5 учителей

7 учителей

Итого

5 учителей

19 учителей

16 учителей

 

На сегодняшний день 19 учителей награждены правительственными  и отраслевыми наградами. Высшую квалификационную категорию имеют- 26 учителей, I – 27 педагогов,    II – 10 педагогических работников.

 Качественный состав работников указывает на то, что в коллективе трудятся опытные, знающие педагоги готовые к  применению новых технологий.

6. Несколько учителей нашего лицея прошли дистанционное обучение организованное СКИПКРО и получили дополнительную специальность: социальный педагог, педагог – психолог, педагог – логопед.

7. Наш лицей выбран в качестве РММЦ по использованию информационно-коммуникативных технологий.

Предлагаемая нами разработка – это попытка найти научно обоснованные подходы, приближающие нас к созданию социально- педагогических условий  обеспечивающих возможность постепенного перевода учреждений в устойчивое развитие.

 

                                                                              Назад...

Hosted by uCoz